- Категория: Координация инновационной деятельности

О Государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 10 июля 2012 г., № 425-З : с изм. и доп. от 11 мая 2016, № 364-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2022
Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь» [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 06 янв. 2022 г., № 152-З :принят Палатой представителей 21 дек. 2021 г. : одобр. Советом Респ. 22 дек. 2021 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2022.

Кодекс Республики Беларусь об образовании [Электронный ресурс]: 13 янв. 2011 г., № 243-З : принят Палатой представителей 2 дек. 2010 г. : одобр. Советом Респ. 22 дек. 2010 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 14 янв. 2022 г., № 154-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2022

Инструкция о порядке осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, утвержденная постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 1 сентября 2011 г. № 251 (в редакции постановления Министерства образования Республики Беларусь от 4 июня 2025 г. № 95) (8/43419 от 12.06.2025 ) // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. — 2025
Об изменении постановления Министерства образования Республики Беларусь от 3 июня 2019 г. № 71 [Электронный ресурс] : постановление Министерства образования Респ. Беларусь 11 дек. 2019 г., № 185 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2022
Об оплате труда работников в сфере образования [Электронный ресурс] : постановление Министерства образования Респ. Беларусь 03 июня 2019 г., № 71 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2022

Об экспериментальной и инновационной деятельности в 2025/2026 учебном году [Электронный ресурс] : Приказ Министра образования Республики Беларусь от 11 августа 2025 № 373 // Официальный Интернет-портал Министерства образования Республики Беларусь.
- Категория: Координация инновационной деятельности
Методические рекомендации по осуществлению инновационной деятельности в сфере образования
Анонс мероприятий в области координации инновационной деятельности
Научно-методическое сопровождение инновационной деятельности в учреждениях
Учебные пособия, статьи и публикации
- Пашкович, Т. Ф. Аспекты инновационной компетентности педагога в контексте духовно-нравственного воспитания / Т.Ф. Пашкович // Веснік адукацыі. — 2025. — № 2. — С. 55 — 58.
- Непрерывное образование педагогов: достижения, проблемы, перспективы : материалы VІІ Междунар. науч.-практ. конференции, Минск, 5 ноября 2024 г. / М-во образования Респ. Беларусь, Академия образования. – Минск, 2025.
- Пашкович, Т. Ф. Инновационный проект: завершенный цикл продуктивной деятельности : метод. рекомендации / Т. Ф. Пашкович ; ГУО «Акад. последиплом. образования». – Минск : АПО, 2023. – 263 с.
- Сборник Международной конференции «Инновационные процессы в образовании». – Минск : АПО, 2022.
- Сборник материалов республиканской конференции «Инновационная образовательная практика как ресурс развития». – Минск : АПО, 2020.
- Сборник научно-практических статей участников инновационной деятельности «Инновационный педагогический опыт – эффективный ресурс развития учреждения образования». – Минск : АПО, 2018.
- Реут, В. Г. Проектирование в сфере образования : учеб.-метод. пособие / В.Г. Реут, О.В. Семашко Мн: Изд-во АПО, 2017. – 80 с.
- Сурикова О. В. Инновационный процесс в учреждении образования : учебно-методическое пособие / О. В. Сурикова, Т. Ф. Пашкович. — Минск : Академия последипломного образования, 2016. – 226 с.
- Ученическое самоуправление: от теории к практике : пособие для педагогов учреждений общего среднего об разования с белорусским и русским языками обучения / Н. К. Катович [и др.] ; под ред. Н. К. Катович. – Минск : Национальный институт образования, 2021. – 224 с.
- Учебное издание «Обучение учащихся основам предпринимательства через реализацию региональных инициатив» / сост. : Г. Ф. Бедулина, Л. А. Кивлюк. – Минск : РИВШ, 2019. – 362 с.
- Компетентностный подход при реализации инновационного проекта в учреждении образования к реализации инновационного проекта (статья)
- Инновационный потенциал руководителя (статья)
- Стратегия саморазвития педагога в рамках инновационной деятельности (статья)
- Исследовательская деятельность педагогов в процессе реализации инновационного проекта (статья), (презентация)
- Психолого-педагогическое сопровождение инновационной деятельности (статья)
- Супервизия как эффективное средство профессионального взаимодействия педагогов в ходе осуществления инновационной деятельности (статья)
- Функциональный спектр эффективных форм методической работы (статья)
- Факторы риска инновационной деятельности и способы их снижения (статья)
- Тренинг: обучение во взаимодействии (статья)
- Современные подходы к организации методической работы в гимназии (статья)
- Аспекты рефлексивного управления инновационной деятельностью (статья)
- Инновационный педагогический опыт как компонент завершенного цикла инновации (статья)
- Системный подход как методологический аспект управления инновационным проектом (статья)
ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕРИАЛАМ ДЛЯ ПУБЛИКАЦИИ В НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОМ И ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОМ ЖУРНАЛЕ «ВЕСНІК АДУКАЦЫІ»
- Научно-практический и информационно-методический журнал «Веснік адукацыі» включен в Перечень научных изданий Республики Беларусь для опубликования результатов диссертационных исследований и Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).
- Редакция принимает к публикации рукописи, отражающие результаты оригинальных исследований в области педагогики, психологии, материалы из опыта работы, методические разработки учебных занятий, внеклассных мероприятий и др.
- При представлении материалов авторы должны руководствоваться настоящими требованиями к оформлению статьи (материала).
- Оригинал статьи (материал) представляется на русском или белорусском языках, набранный на компьютере через 1,5 интервала форматом А4 в редакторе Microsoft Word (размер шрифта — 14-й кегль, гарнитура — Times New Roman).
- Научная статья должна содержать: код УДК; аннотацию и ключевые слова, которые приводятся на русском языке. Объем аннотации — не более 500 знаков (с пробелами), ключевые слова (8—10) приводятся в именительном падеже через точку с запятой.
- В конце статьи после списка литературы даются на английском языке: название статьи; имя, отчество, фамилия; должность; место работы; аннотация; ключевые слова (должны соответствовать варианту на русском или белорусском языках).
- Объем статьи должен составлять не менее 14 000 печатных знаков и не должен превышать 40 000 знаков с пробелами (включая сноски, список литературы и иллюстрации); социологические опросы, рецензии, хроника, информация — не более 15 000 знаков. По согласованию с редакцией объем предоставляемого материала может быть увеличен.
- Иллюстрации (таблицы, схемы, рисунки, диаграммы) выполняются в формате TIFF, JPEG, CDR, PNG, GIF, BMP, PDF и должны иметь название и ссылки на них в тексте. К ним должен быть обеспечен доступ. Фотографии представляются в расширении TIFF, JPEG и должны иметь подписи.
- При использовании малоизвестных терминов необходимо раскрыть их значение.
- Ссылки на использованные источники даются в порядке цитирования (упоминания) в квадратных скобках. Список использованной литературы прилагается в конце статьи. Количество источников — не более 20.
- К рукописи статьи прилагаются полные сведения об авторе:
- фамилия, имя, отчество (полностью),
- место работы и занимаемая должность,
- ученая степень и звание (если есть),
- город, страна,
- номера контактных телефонов и e-mail.
- Статья, принятая к публикации, но нуждающаяся в доработке, направляется авторам с замечаниями и предложениями рецензента и редактора. Авторы должны внести все необходимые исправления в окончательный вариант рукописи и вернуть его в редакцию. После доработки статья повторно рецензируется, и редакция принимает решение о возможности ее публикации. Статьи, отосланные авторам для исправления, должны быть возвращены в редакцию не позднее, чем через две недели после получения.
- Статья не должна быть опубликована ранее в каком-либо печатном или электронном издании. Возможна публикация расширенного варианта какой-либо работы с обязательным упоминанием ее исходного варианта в тексте и списке литературных источников. В случае, если авторский материал одновременно направляется в другое издание либо был опубликован ранее, автор обязан сообщить об этом редакции журнала.
- Ответственность за содержание публикаций несут авторы. Авторы также несут ответственность за достоверность представленных в публикации сведений, фактов, цифр и другой информации.
- Рукописи, принятые к публикации, не возвращаются.
- Материалы и рукописи статей, не соответствующие направлению журнала, не являющиеся результатом самостоятельно проведенного научного исследования и/или оформленные с нарушением данных требований, редакцией не рецензируются и не рассматриваются на предмет опубликования. Рукописи автору не возвращаются.
- Рукописи, получившие отрицательную рецензию, не публикуются и также не возвращаются автору.
- Редколлегия журнала «Веснік адукацыі» не хранит рукописи, не принятые к печати.
- Журнал не взимает плату за рассмотрение авторских рукописей и их рецензирование. Статьи публикуются бесплатно.
Организационно-методическое обеспечение инновационной деятельности
1. Включение в инновационную деятельность
- Титульный лист инновационного проекта
- Информационная карта инновационного проекта
- Структурно-содержательные компоненты инновационного проекта
- Алгоритмизация процесса разработки инновационного проекта
2. Осуществление инновационной деятельности. Организация инновационной деятельности в учреждении образования
- Организационно-управленческое обеспечение инновационной деятельности в 2025/2026 учебном году
- Инновационный проект как ресурс перевода учреждения образования в новое качественное состояние, или 7 шагов к инновационной цели с факторами риска
- Материалы педагогическим работникам, участвующим в реализации инновационных проектов, по вопросам организационно-управленческого и научно-методического обеспечения:
- Материалы семинара-совещания «Управление инновационной деятельностью в учреждениях образования» (онлайн-формат, 02.09.2025)
-
- Ценностно-целевые векторы реализации инновационного проекта в учреждении образования, Пашкович Т.Ф.
- Эффективное взаимодействие консультанта и участников инновационной деятельности учреждений общего среднего образования как условие достижения целей инновационной деятельности, Захожая Н.Н.
- Аспекты управленческой деятельности, обеспечивающие решение задач инновационного проекта на этапе вступления, Воронович Е.С.
- Реализация продуктивного подхода в ходе осуществления инновационной деятельности (из опыта реализации инновационного проекта «Внедрение методики формирования основ экономической культуры у детей дошкольного возраста»), Наумова Л.В.
- Формирование андрагогической компетенции в рамках сетевого сообщества участников инновационного проекта (из опыта реализации инновационного проекта «Внедрение модели самообразования учащихся в компетентностно-ориентированной образовательной среде на основе методов стратегии форсайта»), Странник Л.А.
- Формирование андрагогической компетенции в рамках сетевого сообщества участников инновационного проекта, Попок Н.Л.
- Формирование андрагогической компетенции в рамках сетевого сообщества участников инновационного проекта, Высоцкая Т.Ф.
-
-
Материалы расширенного заседания творческой группы совместно с государственным учреждением образования «Минский областной институт развития образования» «Инновационное пространство регионов: управление проектной деятельностью» (онлайн-формат, 20.11.2024)
-
- Маршруты инновационного развития системы образования Минской области
- Организационно-методическое сопровождение формирования и трансляции инновационного педагогического опыта в учреждениях образования Минской области
- Готовность педагогического коллектива к трансляции инновационного педагогического опыта на основе внедрения модели семантизации духовно-нравственных понятий и категорий
- Методические и дидактические продукты инновационной деятельности, способствующие созданию бесконфликтного пространства учреждения образования
- История малой родины в истории личности учащегося: реализация педагогического проекта
- Инициатива в деятельности: клуб молодых педагогов «Агентство молодежных инициатив»
- Инициатива в деятельности: Жибуля Д.А., учитель физики высшей квалификационной категории средней школы №20 г.Борисова
- Многоуровневая модель методической работы как условие и средство педагогической профилизации
-
- Материалы расширенного заседания творческой группы совместно с государственным учреждением «Мозырский районный учебно-методический центр» «Инновационное пространство регионов: управление проектной деятельностью» (онлайн-формат, 26.03.2025)
-
- Критерии и показатели эффективности и продуктивности реализации инновационного проекта
- Региональные аспекты системы работы Мозырского районного учебно-методического центра по созданию организационно-методических условий для реализации инновационных проектов в учреждениях образования
- Историко-культурное наследие региона как ресурс формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа
- Инновационный метеогид: развитие метапредметных компетенций учащихся в условиях учреждения дополнительного образования детей и молодежи
- Интерактивный плакат как один из аспектов систематизации и обобщения инновационного педагогического опыта
- Социально-психологическое сопровождение учащихся посредством игр и упражнений по развитию социально-эмоционального интеллекта
- Виртуальный кабинет «Ребенок и экономика»
- Реализация метапредметного содержания учебного занятия посредством цифровых инструментов
- Районный ресурсный центр по духовно-нравственному воспитанию учащихся: задачи, содержание деятельности и результаты
-
3. Результаты осуществления инновационной деятельности
- Категория: Координация инновационной деятельности
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ И ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ «ВЕСНІК АДУКАЦЫІ»
ГУО «Средняя школа № 2 г. Березы» Брестской области
УО «Могилевский государственный областной институт развития образования»
ГУО «Дашковская средняя школа» Могилевского района
ГУО «Средняя школа № 4 г. Климовичи» Могилевской области
ГУО «Пашковская базовая школа» Могилёвского района
ГУО «Средняя школа № 3 г. Быхова имени Н.Т. Москалькова»
ГУО «Средняя школа № 5 г. Могилева»
ГУО «Средняя школа № 8 г. Полоцка»
Государственное учреждение дополнительного образования
ГУДО «Полоцкий районный центр детей и молодежи»
ГУО «Средняя школа № 1 им. Героя Советского Союза П. А. Кривоноса г. Кличева» Могилевской области
ГУО «Ваверская средняя школа Лидского района»
ГУО «Каменская средняя школа Мозырского района»
ГУО «Средняя школа № 3 г. Любани имени Геннадия Леонидовича Сечко»
ГУО «Белорусский государственный университет иностранных языков»
ГУО «Академия образования»
ГУО «Гимназия № 1им. П. Василенко г. Свислочь»
ГУО «Средняя школа № 14 г. Витебска»
ГУО «Староюрковичская средняя школа Любанского района»
ГУО «Гимназии № 36 г. Гомеля им. И. Мележа»
ГУО «Радошковичская СШ № 1 Молодечненского района»
ГУО «Гимназия № 4 г. Барановичи»
ГУО «Гимназия г. Иваново»
ГУО «Крупская районная гимназия» Минской области
ГУО «Средняя школа № 15 г. Барани» Витебской области
УО «Могилевский государственный областной институт развития образования»
ГУО «Средняя школа № 34 г. Могилева»
ГУО «Средняя школа № 19 г. Могилева»
ГУО «Средняя школа № 1 г. Круглое»
ГУО «Копачевская средняя школа» Мстиславского района
ГУО «Средняя школа № 27 г. Могилева»
ГУО «Александрийская средняя школа Шкловского района» Могилевской области
ГУО «Средняя школа № 27 г. Могилева»
Из опыта реализации инновационного проекта «Внедрение модели формирования двигательной культуры субъектов образовательного пространства сельской школы»
УО «Гродненский государственный аграрный университет», ГУО «Учебно-педагогический комплекс Вердомичский детский сад - средняя школа»
ГУО «Академия образования»
ГУО «Гимназия № 1 г. Дятлово» Гродненской области
ГУО «Средняя школа № 1 г. Белыничи им. Н. И. Пашковского»
Из опыта реализации инновационного проекта «Укараненне этнакультурных тэхналогій для пашырэння і ўзбагачэння адукацыйнага асяроддзя ўстановы адукацыі»
ГУО «Ильянская средняя школа имени А.А.Гримотя»
ГУО «Озерковская средняя школа»
ГУО «Ждановичская средняя школа»
Из опыта реализации инновационного проекта «Внедрение модели развития готовности педагога к профессиональной самореализации в интегрированном образовательно-профессиональном пространстве»
ГУО «Гимназия №7 имени В.Т.Колокольникова г.Гродно»
ГУО «Клайшанская базовая школа»
ГУО «Средняя школа №3 г.Островца»
ГУО «Вселюбская средняя школа Новогрудского района»
ГУО «Гимназия №1 г.Островца», ГУО «Міхалішкаўская сярэдняя школа Астравецкага раёна»
УО «Могилевский государственный областной институт развития образования»
ГУО «Гродненский областной институт развития образования»
ГУО «Средняя школа № 3 имени В. М. Усова г. Гродно»
ГУО «Гимназия № 2 г. Новополоцка»
ГУО «Средняя школа аг. Пограничный» Берестовицкого района Гродненской области
ГУО «Городецкая средняя школа Шкловского района» Могилевской области
ГУО «Сморгонский районный центр творчества детей и молодежи»
ГУО «Туголицкая средняя школа Бобруйского района» Могилевской области
ГУО «Техтинская средняя школа Белыничского района» Могилевской области
ГУО «Поставская гимназия» Витебской области
ГУО «Березовская базовая школа им. А. Н. Заставного»
ГУО «Средняя школа № 5 г. Волковыска»
ГУО «Средняя школа № 10 г. Бобруйска»
ГУО «Курмановская средняя школа Мстиславского района» Могилевской области
Из опыта реализации инновационного проекта «Внедрение модели формирования и развития исследовательской компетентности учащихся на основе духовного и культурного наследия»
Эпилог инновационного проекта «Внедрение модели формирования и развития исследовательской компетентности учащихся на основе изучения духовного и культурного наследия», или неформальные заметки консультанта
Презентация опыта инновационной деятельности учреждений образования
Республиканские инновационные центры
Республиканский инновационный центр – проектный статус 22 учреждений образования, представляющих все регионы Республики Беларусь, – участников инновационных проектов «Внедрение модели Республиканского инновационного центра как компонента единого образовательного пространства», «Внедрение модели деятельности Республиканского инновационного центра в сетевой образовательной среде в целях профессионального развития педагогических кадров».
Интерактивная карта Республиканских инновационных центров
Сетевые мероприятия РИЦ по трансляции инновационного опыта
- III виртуальная сетевая методическая выставка для педагогов учреждений образования, реализующих инновационные проекты «Современная образовательная среда» (организатор – Государственное учреждение образования «Чепуковская ясли-сад – средняя школа» Миорского района Витебской области)
- II дистанционная выставка-презентация для методистов районных (городских) учебно-методических кабинетов, учителей-предметников «Создание электронных образовательных ресурсов и использование информационно-коммуникационных технологий в практике работы педагогов учреждения образования» (организатор – Государственное учреждение образования «Коссовская средняя школа» Ивацевичского района Брестской области)
- Вернисаж инновационных достижений (в дистанционной форме) «Дистанционные активности как средство совершенствования профессиональных компетенций управленческих и педагогических кадров»
Опыт РИЦ
- Буклет «Республиканские инновационные центры как ресурс повышения качества инновационной деятельности»
- Буклет «Республиканские инновационные центры: от идеи – к результату»